О всероссийской горячей линии по профилактике гриппа!
Дорожная безопасность!
Информация для родителей - Дорожная безопасность
Безопасные детские сайты:

ОСТОРОЖНО! ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА!

 

Актуальность проблемы обеспечения безопасности детей трудно переоценить. Детский травматизм, в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах. Особую тревогу вызывает травмирование детей и подростков на объектах железнодорожного транспорта. Дети забираются на крыши вагонов, бесцельно бродят по железнодорожным путям, бросают камни в подвижной состав, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге. Такое поведение приводит к их травмам, зачастую смертельным.

       По-мнению многих педагогов, психологов начинать работу по формированию навыков ответственного безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста. И учить не только детей, но и родителей. Не секрет, что зачастую,  пример беспечного поведения детям  подают взрослые, которые пренебрегают правилами поведения на железной дороге, безопасностью других людей.                                                                    В настоящее время большую тревогу и озабоченность вызывает то, что мы не можем достучаться до сознания тех, кто в первую очередь должен нести ответственность за воспитание безопасного поведения детей - родителей. Пока взрослые не поймут, что соблюдение правил - это не только требование законодательства, но, прежде всего, норма поведения в обществе, ситуация не изменится. 

Работа с детьми дошкольного возраста

  Главная особенность дошкольного возраста заключается в том, что ребенок познает окружающий мир через  игру. Только в игре ребенок может овладеть навыками безопасного поведения до такой степени, что в критический момент не станет задумываться о том, как себя вести в опасной ситуации на дороге. Навыки безопасного и ответственного поведения за жизнь других могут отрабатываются как на игровых занятиях, так и вовремя  прогулок, в совместных поездках с родителями.

Главная задача педагогов и родителей - доступно разъяснять правила, доносить до детей необходимость их соблюдения, не исказив их содержания. Необходимо так же помнить, что важно не столько обучение знанию правил, сколько обучение умению ориентироваться и действовать безопасно и ответственно по отношению к другим людям. Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.

Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате наблюдений и опытов, так и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой.

Навыки, привычки развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению растет.

Целесообразно формировать  у детей дошкольного возраста три вида навыков безопасного поведения.

 Первый - "навык наблюдения". Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор, и учиться воспринимать их как «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно показывать с  безопасных мест эти предметы.

Железнодорожные пути с нерегулярным и неинтенсивным движением поездов ребенок должен научиться воспринимать как опасные, потому что именно здесь   дети часто устраивают игры, и не замечают приближения поезда.

Второй - «навык сопротивления волнению и спешке». Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятности, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке. Поэтому, ступая на железнодорожный путь, необходимо забыть о спешке или волнении. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером.

Третий  - «навык переключения и самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу - действую. При переходе железнодорожных путей такое доверие навыкам недопустимо. Необходимо научить контролировать свое поведение, следить за собой, сосредотачиваться на несколько секунд, оценивать обстановку не только глазами,  но и мыслями.

Особую сложность представляет формирование умения оценивать скорость движения железнодорожного транспорта и прогнозировать  развитие ситуации, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ребенок, в силу своих психофизиологических особенностей, не может перенести мысленно ситуацию с того места, где его этому обучали, на то место, где он собирается применить правила поведения. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.

Формированию умений и навыков безопасного поведения способствует ситуационное обучение. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных опасных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта, в результате которых произошли или могут произойти гибель и травматизм людей. Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в  травматические ситуации на железной дороге или уменьшающие тяжесть их последствий.

Для проектирования проблемной ситуации педагог может  использовать  разнообразные дидактические, игровые, информационно-коммуникационные средства: макеты, альбомы, слайды, мультфильмы, компьютерные и настольные игры. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на  железной дороге - главная задача педагога и родителей. В этом помогают следующие приемы:

·               использование авторитета взрослых (родителей и педагогов);

·               демонстрация последствий;

·       использование игровой ситуации для введения ребенка в роль культурного участника  безопасного движения;

·               активизация его творческой саморегуляции;

 

·               развитие мыслительной деятельности.